Губернатор Костромской области
   
Опрос:
Пользуетесь ли Вы услугами ЗАГС?



Удовлетворяет ли Вас качество предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния?


Если не удовлетворяет, укажите что именно?





Как Вы оцениваете степень Вашей информированности о предоставлении услуг ЗАГС?


Как Вы оцениваете место оказания услуг (комфортность здания, помещения для заявителей)?



Укажите Ваш возраст




История создания органов ЗАГC

В дореволюционной России не существовало специальных органов. В то время большую роль в общественной жизни государства играла церковь, которая имела свое делопроизводство.
В ведении Русской православной церкви находилось регистрация рождения, бракосочетания и смерти.
Регистрация данных актов гражданского состояния осуществлялись в рамках совершения религиозных обрядов. Записи вносились в церковно-приходские книги.
В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, и все православное население Российской империи было приписано к церковным приходам по месту проживания.
Церковное делопроизводство осуществлялось духовными притчами храмов, канцеляриями консисторий и духовных правлений. Церковная реформа, проводимая в тот период в Российской империи, во многом способствовала исполнению законов, регулирующих вопросы семейного права и регистрации актов гражданского состояния, поскольку до указанного момента соблюдение законности зависело от знания и добросовестности священнослужителей.
Начиная с 1722 года рождение, бракосочетание и смерть стали регистрироваться в метрических книгах приходскими священнослужителями.
Метрическая книга состояла из трех частей: записи о рождении, о браке и о смерти.
Например, запись о рождении содержала следующие сведения: дату рождения, имя родившегося, фамилию, имя и отчество отца, имя и отчество матери, их сословие, вероисповедание и место постоянного жительства.
В записи о браке указывались дата венчания, фамилии, имена и отчества жениха и невесты, их вероисповедание, сословие и место постоянного жительства.
Кроме метрических книг, сведения о браке указывались в так называемых "обыскных" книгах, в которых записывались данные "обыска", другими словами, показания свидетелей и поручителей об отсутствии законных препятствий к заключению брака.
При регистрации духовные органы в своей деятельности руководствовались полным собранием законов Российской империи, указами самодержцев всероссийских и определениями Священного Синода.
После кодификации права, проведенной в начале XIX века, основные материалы, касающиеся семейного права и вопросов регистрации актов гражданского состояния, были собраны в десятом томе Свода законов Российской империи.
Будучи государством многонациональным российский законодатель должен был бы оговаривать в своих законах вопросы, которые касались не только людей православной веры, но и представителей других нехристианских конфессий.
Именно эта особенность нашего государства стала причиной, того, что единого акта, регулирующего все вопросы семейного права, вплоть до революции 1917 года так и не было создано.
Однако, по мнению многих историков, к началу XIX века семейное законодательство Российской Империи находилось примерно на том же уровне, что и законодательство большинства европейский стран.
С данным мнением сложно согласиться, поскольку дореволюционное брачно-семейное законодательство России не было светским, все вопросы фактически оставались в руках церкви.
Российские законодатели упорно отказывались от проведения реформ, признанных всеми мировыми ведущими специалистами в области гражданского права.
Особенно негативным было отношение законодателя к светскому (гражданскому) браку, который не допускался в России. Кроме того, не признавались законными гражданские браки, заключенные в других государствах.
Правовой основой создания в Советской России органов ЗАГС явились декреты Совета Народных Комиссаров Российской Республики от 18 декабря 1917г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" и от 19 декабря 1917г. "О расторжении брака".
Однако фактическое создание органов ЗАГС было немного позже, а именно 4 января 1918г. во исполнение вышеуказанных Декретов Народным комиссариатом юстиции и Народным комиссариатом по местному самоуправлению утверждается Инструкция "Об организации отделов записей браков и рождений".
В соответствии с данным документом при волостных (земских) и городских управах, в городах Петрограде и Москве - при районных управах начинают действовать отделы записей браков и рождений. Заведующими в отделах являлись председатели соответствующих управ. Кроме того, в отделе работали секретарь и необходимое число помощников.
В соответствии с Инструкцией записи актов гражданского состояния составлялись секретарем, а в случае его отсутствия - помощником.
Однако при регистрации заключения брака требовалось обязательное присутствие председателя управы либо его заместителя. В их обязанности входило уточнение личности лиц, вступающих в брак, обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, и соблюдение всех условий, установленных законодательством.
Принятие данных документов коренным образом изменило старый порядок регулирования брачно-семейных отношений, в первую очередь, церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния.
Данная норма нашла отражение в Декрете от 23.01.1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", согласно пункту 8 которого акты гражданского состояния стали вестись исключительно гражданской властью.
В соответствии с Декретом от 18.12.1917 на территории Российской Республики стали признаваться лишь гражданские браки.
Однако в примечании к документу было указано, что "церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся".
Декреты четко установили условия и порядок регистрации рождения, заключения и расторжения брака и смерти.
Несмотря на то, что после принятия вышеуказанных документов церковь полностью была отстранена от обязанностей по регистрации актов гражданского состояния, в некоторых регионах страны из-за отсутствия тщательно разработанных инструкций органы ЗАГС и приходские храмы работали параллельно вплоть до начала 20-х годов.
В этот период между причтами и органами ЗАГС шла оживленная переписка по вопросам передачи документов о регистрации актов гражданского состояния и выдачи повторных документов. И только в конце 20-х годов архивы метрических книг были почти полностью переданы на хранение отделам ЗАГС. Остальные документы поступили на хранение в центральные и местные государственные архивы.
Нормативные акты по вопросам деятельности органов ЗАГС в начале 20-х гг. принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел, Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом.
Следует отметить, что именно с этого периода регистрации актов гражданского состояния стало отводиться не только демографическое, но и в первую очередь - политическое значение.
Общее руководство органами ЗАГС РСФСР стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Данным органом была разработана структура ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.
22 октября 1918 г. на заседании ВЦИК был принят первый советский кодекс - "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве".
С принятием данного документа семейное право было выделено в отдельную самостоятельную отрасль, и регулирование семейных отношений стало производиться отдельно от гражданских.
В связи с чем были приняты такие меры?
Для ответа на данный вопрос следует углубиться в политическую историю нашей страны. В период режима военного коммунизма, который был установлен в России 1918 года, практически вся собственность была национализирована, и гражданского оборота почти не существовало, его заменили административные распределительные отношения.
Все частные гражданские отношения были уничтожены. Гражданское право, по мнению многих юристов, считалось отмершим, и никто не собирался его возрождать.
Семейные отношения, напротив, нуждались в четком регулировании, в связи с этим при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный кодекс.
В соответствии с Кодексом 1918 года регистрация актов гражданского состояния окончательно была передана гражданской власти.
Согласно ст. 246 Кодекса 1918 года структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел ЗАГС.
Органы ЗАГС в то время вели:
- книги записей рождений;
- книги записей смертей;
- книги записи отсутствующих;
- книги записей браков;
- книги записей разводов;
- книги заявлений о происхождении зачатых детей;
- книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним.
В соответствии с Кодексом регистрация рождений, браков и смертей на судне во время плавания и в воинской части во время похода проводилась капитаном судна или заведующим делопроизводством воинской части. Составленные акты передавались при первой возможности ближайшему отделу ЗАГС.
С 1918 года начала формироваться система консульских учреждений РСФСР, уже в 1921 году был принят первый документ, регламентирующий их работу, - Общее положение о советских органах за границей[19].
Консульские учреждения производили регистрацию актов гражданского состояния в отношении советских граждан, проживающих на территории иностранных государств. Все документы по регистрации актов гражданского состояния передавались на постоянное хранение в Москву.
Налаживание работы органов ЗАГС в период становления Советской Республики была делом нелегким, поскольку данная система органов была новой для молодого государства. Приходилось строить данную систему с нуля.
К сожалению, ощущалась большая нехватка методических материалов.
Большое количество вопросов решалось путем переписки районных отделов с Центральным отделом ЗАГС.
Так, в протоколах общих собраний заведующих московских отделов ЗАГС с Центральным отделом ЗАГС за 1919 год нашли отражение такие проблемы как:
- налаживание переписки между отделами ЗАГС;
- взимание гербового сбора в соответствии с Декретом СНК от 07.10.1919 и циркуляром Центрозагс от 11.11.1919и порядок освобождения от взимания гербового сбора при наличии оправдательных документов;
- принятие мер к своевременной регистрации рождений и смерти в трехдневный срок;
- учреждение праздничного дежурства по регистрации смерти;
- пресечение вторичной регистрации рождения, браков и смерти;
- порядок изменения фамилии;
- внесение изменений в метрические и регистрационные книги;
- снабжение канцелярскими принадлежностями;
- увеличение штатов отделов ЗАГС.
В то время органы ЗАГС сталкивались даже с такой проблемой, как нехватка бумаги.
Так, например, в связи с отсутствием бумаги в 1918 году была остановлена работа по составлению вторых экземпляров актовых книг и алфавитов к ним (данная проблема наблюдалась в то время во многих советских учреждениях).
Как и во всем госаппарате, в отделах ЗАГС началась работа по упрощению делопроизводства и статистической отчетности в целях экономии бумаги.
В 1918-1919 гг. были намечены меры к изъятию метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС.
Возникало большое количество проблем по установлению законности документов, выданных церковью. При передаче метрических книг возник вопрос о дате признания официальности и законности метрических актовых записей и церковных определений о расторжении брака.
В соответствии с Кодексом 1918 года религиозный брак признавался законным, если он был заключен до 20 декабря 1917 г.
14 октября 1919 г. Центрозагс разослал циркуляр о законности метрических свидетельств. В соответствии с указанным циркуляром законными признавались все документы о рождениях, смертях, браках и разводах, выданные церковными учреждениями не позднее 31 декабря 1917 г. (при этом религиозный брак должен был быть заключен до 20 декабря1917 г.).
В связи с образованием СССР в 1923 году была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса, и 19 ноября 1926г. был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (КоБСО).
С введением в действие КоБСО (1 января 1927г.) отделы записей браков и рождений переименовываются в бюро записей актов гражданского состояния, которые создаются в городах и районных центрах.
В развитие норм КоБСО 20 марта 1933г. принимается Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния.
Учитывая политическую обстановку, сложившуюся в стране, начиная с 30-х годов органы ЗАГС приобретают определенный статус.
В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел.
Все сотрудники отделов ЗАГС приобретают милицейские чины, начальники отделов становятся лейтенантами.
В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 г. руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел Актов Гражданского Состояния НКВД СССР.
Работой органов, регистрирующих акты гражданского состояния в союзных и автономных республиках, в краях и областях, руководили отделы актов гражданского состояния НКВД союзных и автономных республик и соответствующих краевых и областных управлений НКВД. Регистрацией актов гражданского состояния в городах, районных центрах, сельских населенных пунктах и рабочих поселках руководили соответствующие отделы и отделения НКВД.
После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД.
В января 1946г. вышло постановление СНК РСФСР "О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния".
Впоследствии данное постановление было утверждено СНК СССР, который одновременно поручил СНК других союзных республик принять аналогичные постановления, направленные на упорядочение регистрации актов гражданского состояния с учетом местных особенностей.
25 октября 1956г. органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных советов народных депутатов.
7 июня 1957г. Совет Министров РСФСР принимает постановление "Об организации руководства ЗАГСами" (№524 от 07.06.1957). В соответствии с данным документом в штатах Совета Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов городов республиканского подчинения были утверждены должности инспекторов по ЗАГСам для руководства и контроля за работой органов ЗАГС.
Методическое руководство за работой органов ЗАГС, согласно указанному постановлению, было возложено на Министерство юстиции РСФСР (в составе центрального аппарата Минюста был организован отдел по ЗАГСам).
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 07.06.1957 №524 Минюстом РСФСР 20.01.1958 по согласованию с МВД РСФСР и Минфином РСФСР была разработана и утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.
В 1969г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которым регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Кодекс регулировал вопросы регистрации актов гражданского состояния вплоть до принятия Федерального закона от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Также в этом разделе:

Размещено 21.03.2015, 22:30
Официальный интернет-портал правовой информации
Витрина закупок Костромской областиИнвестиционный портал Костромской области
Персональные данные - Дети

  

При использовании материалов с сайта управления ЗАГС Костромской области обязательна ссылка на него с указанием источника!

Сайт губернатора
Сайт губернатора Костромской области Сергея Константиновича Ситникова
Портал государственных органов
Портал государственных органов Костромской области
Государственные услуги
Единый портал государственных услуг
Министерство юстиции
Министерство юстиции Российской Федерации